Принципы выбора между остеопатией и мануальной терапией при различных состояниях здоровья

Остеопатия и мануальная терапия — широко обсуждаемые методы лечения, вокруг которых случаются горячие споры как в научных медицинских сообществах, так и на форумах пациентов. Эти способы воздействия на тело имеют отличия и сходства. В статье мы сравним их и объясним, как правильно выбрать специалиста для записи на прием.

Принципы методов

Мануальная терапия — лечение через воздействие рук врача на тело человека, которого беспокоят хронические боли. С 1990 года мануальная терапия считается методом официальной медицины.

Мануальная терапия отличается от лечебного массажа глубиной воздействия на ткани. Врач работает не только с кожей и мышцами, но и с костями и суставами. Во время работы он опирается на рефлекторную связь позвоночника со всеми внутренними органами: воздействие на одну систему ускоряет восстановление многих других. Мануальный терапевт занимается облегчением симптомов, вызванных заболеванием, путем растяжения, вправления, вдавливания суставов, позвоночника и костей.

Остеопатия — еще один вид «лечения руками», при котором врач ищет первопричину болей через воздействие на фасции и соединительную ткань. Его задачей является активизация внутренних сил организма через деликатное ручное воздействие. Остеопат улучшает кровообращение, ускоряет лимфоток и движение спинномозговой жидкости.

Остеопатия — разновидность альтернативной медицины. Типичная ситуация на приеме у такого врача: пациент рассказал о болях в голеностопе, а медицинский специалист принялся разминать затылочную кость или связки диафрагмы. Несмотря на это, курс остеопатии эффективен при высокой квалификации врача и обращению по конкретным показаниям.

Рекомендации по использованию остеопатии

Записываться на прием к остеопату имеет смысл в таких случаях:

• немедикаментозное лечение патологий нервной системы;
  • терапия хронических заболеваний репродуктивной или мочевыводящей системы, с которыми не удается справиться у андролога, гинеколога, уролога;
  • боли в спине из-за отложения солей, истончения межпозвонковых дисков, грыж;
  • последствия травм, включая спортивные, ЧМТ, родовые травмы у детей и послеродовые — у их мам;
  • частые простудные заболевания;
  • зависимость самочувствия от погодных условий;
  • хронические головные боли;
  • различные проблемы во время вынашивания ребенка: гипертонус матки, отеки, боль в пояснице и крестце;
  • головокружения и головные боли непонятной природы;
  • перепады артериального давления: гипер- и гипотония;
  • снижение слуха и остроты обоняния;
  • хронические патологии суставов;
  • тяжелый климакс, неровный менструальный цикл, множественные миомы матки;
  • неврозы, вызывающие бессонницу и хроническую усталость.

Считается, что остеопаты разбираются с более широким спектром патологий, в число которых входят нарушения пищеварения и хронические заболевания органов дыхания.

Рекомендации по использованию мануальной терапии

Так выглядят типичные поводы для обращения к мануальному терапевту:

• вывихи и подвывихи суставов;
  • ограничение подвижности шейного, грудного, поясничного отдела спины, рук или плечевого пояса;
  • смещение позвонков;
  • нарушение осанки;
  • хронические болезни суставов: вялотекущее воспаление, дегенерация;
  • последствия спортивных травм;
  • недавнее растяжение мышц и связок;
  • регулярные головные боли;
  • недавно зажившие переломы костей;
  • контрактуры рук или ног после спортивных травм.

В большинстве случаев мануальные терапевты сосредотачиваются на воздействии на позвоночник, чтобы корректировать взаимное расположение его участков и опосредованно воздействовать на внутренние органы.

Сходства и отличия

Вот похожие черты остеопатии и мануальной терапии:

• Оба метода лечения относятся к неинвазивной физиотерапии и направлены на исправление патологических состояний без использования медикаментов.
  • Оба способа воздействия могут как значительно облегчить или снять боли в теле, так и убрать их первопричину. Главное условие получения явного устойчивого результата — внимательность и большой практический опыт врача.
  • Остеопатия и мануальная терапия меняют кровообращение и работу нервной системы. Через это врачи «добираются» до всевозможных органов, которые прежде плохо отзывались на медикаментозное или хирургическое лечение.
  • Базовые методы диагностики у остеопатов и мануальных терапевтов — наблюдение и осязание.

Рассматриваемые методы лечения имеют ряд различий:

• Остеопатию начали применять раньше мануальной терапии, но до сих пор не признали методом официальной медицины.
  • «Мануальщик», в основном, работает с позвоночником, через который снимает различные боли и корректирует неврологические нарушения. Остеопат воспринимает тело как единый объект, воздействует на разные участки, не всегда очевидно связанные с озвучиваемыми пациентом жалобами, и старается улучшить общее состояние.
  • Остеопатия разбирается с бОльшим количеством функциональных проблем, в числе которых общее и местное нарушение кровоснабжения, всевозможные расстройства пищеварения, хронические стрессы.
  • Мануальные терапевты активнее прибегают к инструментальной и лабораторной диагностике. Их пациенты проходят рентгенографию и МРТ, сдают ОАК и ОАМ. Остеопаты делают упор на физическое обследование и сбор жалоб, направляя на диагностику в неоднозначных случаях и при подозрении на противопоказания.

Подход к выбору метода

Наличие диплома врача. Основное правило — идти к человеку с высшим медицинским образованием. Мануальные терапевты и остеопаты — дипломированные врачи. Не следует доверять здоровье обладателю сертификата курсов, даже если он обладает хорошей репутацией и помог вашим знакомым избавиться от застарелой проблемы со здоровьем. Остеопаты и мануальные терапевты — не знахари, а люди с полным представлением о физиологии, анатомии и многих других аспектах.

Предварительная консультация узкоспециализированного доктора. В западных странах направления к мануальным терапевтам и остеопатам выписывают ортопеды и неврологи. То есть, к таким специалистам не заходят «с улицы» по собственному желанию или по советам из интернета, а отправляются после медицинского обследования у профильного врача.

Длительность приема. Это не главный критерий выбора специалиста. Но для многих пациентов продолжительность сеанса имеет значение, так как курс лечения может состоять из нескольких визитов, для которых придется выделять время. Остеопат тратит на работу вдвое больше времени, чем мануальный терапевт, потому что шире подходит к диагностике и коррекции причин заболевания.

Обращение к остеопату или мануальному терапевту с высокой вероятностью поможет избавиться от хронических болей, общего дискомфорта, хронической усталости, невроза и других состояний, которые плохо поддаются лечению у других медицинских специалистов.

Автор: Никоненко Елена Николаевна