Краткая история педиатрии в мире и России

История педиатрии берет свое начало со второй половины XIX века. В это время она выступает в роли отдельной клинической дисциплины. До этого встречаются лишь единичные рекомендации по уходу за ребенком — грудному вскармливанию, лечению некоторых болезней. Высказывания на эту тему найдены в трудах древнегреческих и средневековых ученых (Гиппократа, Авиценны, Галена).

Само слово “педиатрия” с греческого переводится как “лечение ребенка”. Сейчас под этим термином подразумевают направление медицины, специализированное на физиологических и анатомических особенностях развития детского организма. Врачи-педиатры занимаются лечением детских болезней, разработкой профилактических мер, контролем протекания разных этапов жизни и взросления ребенка. Главной задачей является гармоничное развитие детей в умственном и физическом плане.

В XV-XVII веках выпускают первые печатные издания, освещающие патологии, возникающие в детском возрасте, от европейских врачей — Дженнера, Армстронга, Ундервуда. Тем не менее, история педиатрии отсчитывается с момента организации отдельных больниц для детей и появления специальных врачей-педиатров (начало-середина XIX века). В Европе к значимым событиям в истории педиатрии относят открытие Парижской школы (XIX век), формирование школ педиатрии в Италии, Австрии, Канаде, Германии и США (начало 20 века).
врач педиатр в Крыму

История отечественной педиатрии

История отечественной педиатрии тесно связана с именами Новикова, Зыбелина, Грума. Они представили первые исследования по охране здоровья детей. Российская история педиатрии кратко описывается следующими событиями:

1. Открытие первой больницы для детей в Санкт-Петербурге (1834 год).
  2. Появление первого отечественного педиатра — Хотовицкого. С 1836 года он преподавал в Медицинской академии Санкт-Петербурга. Темой его лекций были детские болезни, способы их лечения, меры профилактики.
  3. Издание в 1847 году руководства С.Ф. Хотовицкого “Педиятрика”. Оно стало первой книгой, освещающей болезни детей и подростков в истории отечественной педиатрии.
  4. Открытие Ольгинской больницы в Москве (1842 год), клиники при Московском университете (1866 год).
  5. Учреждение первой официальной кафедры детских заболеваний в академии Санкт-Петербурга (1869 год).
  6. Создание обществ детских врачей в Санкт-Петербурге в 1885 году, в 1892 году — в Москве.
  7. Проведение 1-го Всероссийского съезда врачей-педиатров (1912 год).

История педиатрии получила новый виток после Октябрьской революции. Ее разделили на несколько отдельных специальностей более узкой направленности. В это время открыто большое количество лечебных и профилактических заведений для детей, организованы факультеты для обучения педиатров.

С самого начала СССР создаются государственные системы охраны материнства и здоровья детей, программы по снижению детской смертности. В 1973 году насчитывалось более 84 тысяч специалистов (в 1940 году — всего 19 тысяч), 300 кафедр педиатрии в академиях и университетах Советского Союза. К весомым достижениям этого периода относят:

1. Разработку антенатальной охраны плода.
  2. Внедрение обязательного наблюдения участковым педиатром ребенка с рождения и до конца подросткового периода.
  3. Создание большого количества детских оздоровительных учреждений, санаториев, пионерских лагерей.
  4. Увеличение количества яслей и детсадов.

История педиатрии в Союзе связана с именами выдающихся советских педиатров: Молчанова, Сперанского, Киселя, Колтыпина, Маслова, Тура.

Автор Статьи: Абрамова Татьяна